Как татары Симбирск заселяли

Факты к юбилею области

Современная улица Федерации - родина татарской общины города.

В изучении того, каким было становление татарской общины города Симбирска во второй половине 19-го и в начале 20 века, нам поможет исследование кандидата исторических наук, помощника президента Ульяновского государственного университета Рамзии Вильдановой.

Татары появились в Симбирске в первой половине 19 века. В те годы городские мусульмане были по большей части из семей военных гарнизонного батальона, проживавших на улице Лосевой (ныне – Федерации) и рядом. В 1864 году в городе на Волге случился знаменитый пожар, в результате которого большая часть деревянного города была сметена с лица земли. На Лосевой, населённой татарами, уцелели лишь каменные здания да молитвенный дом, который построил Курамша Акчурин девятью годами ранее. Началось новое строительство жилых домов, которые затем достраивались, изменялись, но в большинстве своём сохранялись до середины 1990-х годов.

В 1860 году татар в городе насчитывалось 305 человек, по данным переписи 1897 года, уже 2191, а к 1917 году численность татарской общины составила около трёх тысяч человек. Приток в Симбирск, в основном, шёл за счёт миграции в город сельчан, которые занимались торговлей. Татары выделялись своей предприимчивостью, купцов и предпринимателей среди них было значительно больше, чем в других национальных общинах. Одни торговали национальными товарами среди соплеменников, другие успешно конкурировали на общероссийском рынке. Основная масса татарских торговцев занималась мануфактурным, галантерейным, колониальным, гастрономическим, кожевенным и шорным товарами, фруктами, шерстью, обувью.

Но татары Симбирска были не только мелкими торговцами. В списке крупных симбирских предприятий в 1912 году значатся мыловаренные заводы Алимова и Тенишева, Юсупов являлся хозяином Первой подгорной симбирской фабрики искусственной шерсти. Среди значимых фамилий были Акчурины, Абушаевы, Алеевы, Агишевы, Алимов, Бахтеевы, Хусаинов, Гафаровы, Галеевы, Кулахметьев, Мангушевы, Сеит-Шакуловы, Хамидуллин и др. Большинство из названных купцов и предпринимателей имели собственные домовладения на улице Лосевой, в районе современных улиц Марата, Можайского, Красногвардейской и переулка Молочного.

Основой же местного татарского бизнеса в Симбирской губернии было суконное производство. Например, по количеству рабочих фабрики Акчуриных были на первом месте во всей губернии – около 2,5 тысячи человек.

Татары побогаче старались строить в Симбирске преимущественно каменные дома. Это было престижно, надёжно и давало целенаправленное вложение средств. Владения часто использовались и в качестве обеспечения разного рода торговых операций. При постройке домов и оформлении интерьеров татарские предприниматели старались вобрать всё лучшее: русское, европейское, азиатское и восточное. Стены особняков украшали картины, в залах имелись рояли и пианино. Дома обставляли фабричной мебелью, а из поездок в Мекку и восточные страны привозили арабские ковры, китайский фарфор.

Интересный факт, касающийся интеграции татар в городскую жизнь, был опубликован в газете «Симбирские губернские ведомости» за 1895 год: «Все эти инородцы сильно русеют, мужчины и женщины прекрасно владеют русским языком… Мишары хоть и ходят в своих национальных костюмах, но и те по языку близки к полному обрусению». Исламские традиции не мешали вести европейский образ жизни, в домах были телефоны, электричество, ватер-клозеты и ванные комнаты. А ещё, несмотря на возможность традиционного образования, Акчурины, например, обучали своих детей и в русских гимназиях. Семьи купцов посещали балы и местный театр. Некоторые члены татарских семей были избраны в окружной суд в качестве присяжных заседателей.

Состоятельные татарские семьи роднились между собой и религиозными деятелями. Выгодно было всем. Купцам для имени и бизнеса, муллам – для помощи мечетям, религиозным общинам и медресе. Были браки и с представителями других национальностей и конфессий, но очень редко, а примерно в 3% татарских семей тогда встречалось многожёнство.

Выше мы упоминали молитвенный дом на Лосевой, что выстроил Курамша Акчурин в 1853 году. Он стал мечетью с минаретом в 1865 году, потом она стала соборной, имела большое значение, так как именно вокруг неё в этом районе Симбирска стал образовываться своеобразный духовный центр татарской общины. В 1914 году назрела необходимость во второй соборной мечети, потому что в районе татарского кладбища возникло ещё одно поселение, где проживало свыше 300 мусульман. Фундамент мечети был заложен в 1915 году, но из-за войны строительство не завершили.

К началу 20 века среди городского татарского населения возник своеобразный центр, в котором, помимо духовенства, влиянием пользовались представители купечества, уважаемые граждане, являвшиеся инициаторами создания Симбирского мусульманского общества. Оно ставило целью «искоренение нищенства, оказание благотворительной помощи, распространение грамотности и просвещения, знакомство с политическими и экономическими правами граждан, издательская деятельность, содержание стипендиатов и учебных заведений, а также поддержка духовенства и религии».

Правда, Губернское присутствие его то разрешало, то запрещало… После неоднократных обращений татар к симбирскому губернатору, в 1915 году, наконец, работа общества была вновь разрешена.

“Медиа73”.