Мой прапрадедушка на фронте пропал без вести...
Каждая история любой семьи составляет историю страны. Поэтому я хочу рассказать про своего прапрадедушку со стороны моего папы, который участвовал в Великой Отечественной войне.
По рассказам моего прадедушки, сына моего прапрадедушки, отца звали Абдулганиев Хасыбулла Газизович. Его призвали на службу в ряды вооруженных сил Красной армии, как только объявили, что началась война. На войну прапрадедушку провожали его жена и четверо маленьких детей - два сына и две дочери. Местом проводов на фронт была станция Якушка, откуда отправлялись поезда. Они стояли и долго махали руками вслед уходящему поезду, который увёз их близкого человека на фронт, пока поезд не скрылся из виду.
Мой прапрадедушка сразу же оказался в самом пекле войны. В своём последнем письме, которое получили с фронта в сентябре 1941 года, он писал о том, что предстоит тяжелый бой. В окопах воду, грязь черпали касками. Враг был совсем рядом. Не хватало оружия и боеприпасов. И был приказ маршала Жукова: «Ни шагу назад! Отступать некуда, позади –Москва!»
И после этого от него не было никаких известий, так как он пропал без вести. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. А семьи пропавших без вести или попавших в плен, подвергались испытаниям. Поэтому бабушка боясь за судьбу своих детей, сожгла все письма, фотографии, вещи дедушки Хасыбуллы. Но в душе она его очень ждала. В память об отце рассказывала очень много историй. И до конца своих дней, пока могла ходить, ездила на станцию Якушка в надежде, что встретит дедушку с поезда или получит весточку о нем. В Книге памяти Ульяновской области дедушка Хасыбулла числится пропавшим без вести солдатом.
На протяжении нескольких лет мои папа и мама искали о его судьбе по интернету, так как прадедушка часто вспоминал своего отца со слезами на глазах.
9 мая 2016 года на сайте «Память народа» мои родители наткнулись на карточку военнопленного, где все данные совпадали, кроме двух ошибок в имени дедушки Хазибулла, то есть имелся факт ошибки при срочном оформлении документов солдата нерусской национальности. На этой карточке было написано: фамилия, имя, отчество, год рождения, его лагерный №21490, откуда он (Ульяновская область, Новомалыклинский район, село Елховый Куст), его национальность, кто его жена и ее девичья фамилия, его рост, цвет волос, отпечаток пальца, статус красноармейца, фотография, лагерь для рядовых военнопленных XI-D(321) Oerbke, дата когда попал в плен - 03.10.1941 г., 25.10.41 г. попал под наблюдение, 26.12.1941 г. умер в концлагере. Прикладываю карточку моего прапрадедушки с картотеки этого концлагеря.
К сожалению, прадедушка не дожил до этих радостных дней, что нашли весточку про его отца. Но его младшая сестра, увидев своего отца первый раз на фотографии и получив о нём информацию, очень обрадовалась и от этого счастья проплакала всю ночь. А потом рассказывала своим внукам об этой радостной вести. Оказалось, что все дети и внуки очень похожи на него.
Конечно, мы хотели узнать при каких обстоятельствах мой прапрадед попал в плен. Читали военные очерки, а так же истории пленения других солдат, которые попали в тот лагерь, в котором оказался мой прапрадед.
Одной из причин большого количества пленных в первые годы войны историки называют военно-стратегические причины: общий недостаток сил, слабая обеспеченность войск боеприпасами привели к тому, что крупные группы частей Красной армии, исчерпав все возможности к сопротивлению, и лишённые всякой поддержки командования, попадали в плен.
Многие красноармейцы, готовившиеся к наступлению, оставались без винтовок. «Оружие если его нет или не досталось - добудете себе в бою! На нейтральной полосе его много, возьмете у кого-нибудь, кому оно больше не понадобится» - вот таков был приказ в это время.
«Поисковиками на Смоленщине перед траншеями противника были обнаружены останки погибших бойцов. У одного в руках вместо винтовки был железный лом! При обнаружении останков командарма К.И.Ракутина с его боевыми товарищами, всего 20 человек, была обнаружена только одна винтовка» (С.И.Садовников, "Поиск ставший судьбой", Москва, 2003).
Прадед моего отца Хасыбулла был отправлен в концлагерь для рядовых военнопленных - шталаг XI D (321), находящийся в Оербке Нижней Саксонии Германии.
Из источников архива лагеря военнопленных Эрбке – Оербке, stalag 321 (XI D):
Лагерь представлял собой пустое пространство, огороженное забором. Пленники укрывались в земляных нарах, которые вынуждены были выкапывать себе сами с помощью солдатских котелков и ложек. Они сходили с ума от голода, холода и жажды, ели кору и траву, пили зараженную воду. Плохая гигиена и суровая зима 1941-1942 годов стали причиной массовой смертности. В ноябре 1941 года вспыхнула эпидемия дизентерии и сыпного тифа, которая продолжалась до февраля 1942 года. Весной 1942 года шталаг XI D (321) Эрбке был ликвидирован как отдельный лагерь и стал частью шталага XI B Фаллингбостель.
Неподалеку от столицы Нижней Саксонии - Ганновера расположен небольшой городок Оэрбке. А в лесу за ним - солдатское кладбище. Имена большинства из них не известны, поэтому место этого захоронения называют «Кладбищем безымянных».
Мемориал Оербке. Кладбище "Безымянных солдат". Под каждой плитой лежат по 10-15 военнопленных солдат. Захоронено 30094 умерших советских военнопленных.
Вот так война до сих пор не отпускает прикоснувшихся к ней, даже через столько десятилетий заставляя содрогаться.
Хочется ко всему добавить, чтобы люди помнили и не забывали своих героев - героев простых и настоящих. Ведь погибшие заслуживают одинакового внимания, тем более те, кто стали невинными жертвами войны!
Я горжусь своим прапрадедушкой за то, что он остался воином даже в таких жестоких условиях. Вечная память и слава всем, кто приближал Великую Победу нашей страны в жестокой войне с фашизмом! Это и есть Великая память, без срока давности.
Миляуша ХАФИЯТУЛЛОВА,
учащаяся 6 класса средней школы №22 им. Г.Тукая г. Димитровград.