Деятельность исламских институтов в Ульяновской области в 90-е годы XX века

В чем заключается специфика исламского возрождения у татар Ульяновской области в конце XX – начале XXI века?

Для понимания истоков мусульманского мировоззрения обратимся к истории. Чуть больше половины населения Татарстана и Башкортостана являются этническими мусульманами, Кроме того, более раннее завоевание Казанского ханства в 1552 г., а в случае с башкирами – вхождение в Московское государство, завершившееся к 1557 г., предопределили более высокий уровень ассимиляции этих двух исторически принадлежащих к мусульманской цивилизации народов. Уровень религиозности населения здесь примерно одинаковый, показатель практикующих мусульман среди этнических мусульман не превышает 4–7%.

Исламские религиозные организации, включая образовательные учреждения, имеются не только в национальных республиках. Отдельно стоит отметить столичные агломерации: с учетом мигрантов количество мусульман в Москве составляет 19,2%, а в Санкт-Петербурге – 18,6%. Достаточно много мечетей и медресе в Саратовской, Астраханской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Челябинской, Оренбургской областях, в которых проживают от 2 до 15% мусульман.

Большинство исследователей отмечают, что общей особенностью религиозной жизни к 90-м годам XX в. было сравнительно небольшое количество культовых объектов и людей, их посещающих.

Возрождение ислама в России, как и любое социально-общественное явление, затрагивало интересы широкого круга сторон и людей, обозначало принципиально новые вопросы перед властями.

Значительную роль в возрождении ислама сыграли мусульманские средства массовой информации. В большинстве своем газеты на татарском языке носили культурно-просветительский характер и были рассчитаны на читателя, активно интересующегося традициями своего народа. Компактное проживание с русскими и, как следствие, некоторое обрусение татар на территории Среднего Поволжья стали основной причиной того, что мусульманские газеты полностью или частично выходили на русском языке. Первоначально в мусульманских изданиях фактически отсутствовали аналитические материалы, информация предоставлялась несколько однобоко, основная масса публикаций была посвящена описанию или разъяснению религиозных обрядов и т.д.

Ревитализация ислама в Поволжье протекала более замедленными темпами, местные партийные и советские власти характеризовались инертностью, недопониманием происходивших процессов; кроме того, отсутствовали духовные структуры и организации, которые могли бы инициировать и реализовывать новые задачи. Этим обусловлены сравнительно спокойные темпы реисламизации, опора на этнонациональные ценности, доброжелательные взаимоотношения с представителями иных конфессий и национальностей. К концу 1990-х годов взаимодействие с государством в лице органов власти центральных и местных властей становится более актуальным и основанным на сотрудничестве. В 1990-е гг. были построены тысячи мечетей, сформирована, хотя еще окончательно не завершена, система религиозного образования, возникли мусульманские общественные организации, налажена связь с зарубежными единоверцами. Главным достижением явилось воссоздание религиозной идентичности, приобщение к исламской культуре и традиции бывших советских мусульман, воспитанных в атеистической идеологии.

На территории Ульяновской области сложилась зона компактного проживания субэтноса поволжских татар-мишарей различных групп (буинских, хвалынских), проникновение которых на территорию региона относят к первой половине XVII в. и связывают со строительством оборонительных засечных линий. Традиционная религия татар изучаемого региона – ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Возрождение ислама у татар Ульяновской области, начавшееся на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. и вызванное сначала общей демократизацией государства, а затем и предоставлением конституционного права на свободу вероисповеданий, ознаменовалось, кроме прочего, строительством мечетей.

Возрождение мусульманских общин (махалля) в Ульяновской области, несмотря на объективную природу, происходит сложно и непоследовательно. С одной стороны, очевиден факт высокого образовательного уровня руководителей общин в г. Ульяновске. Среди них много тех, кто свой интерес к исламу объясняют преемственностью традиций татарского народа. С другой стороны, ощущается недостаток квалифицированного и харизматичного духовенства в сельской местности, где вынуждены нередко довольствоваться малограмотными муллами из старшего поколения.

Верующие мусульмане Ульяновской области – в основном татары, но есть представители и других этнических групп. Из интервью: «В нашем районе в основном живут татары. В пятницу в мечеть приходят представители и других наций: таджики, узбеки, чеченцы, ингуши. Есть тенденция: русские принимают ислам» (мужчина, татарин, имам мечети, 35 лет, г. Ульяновск); «Если люди нравственно воспитанные, умеют уважать обряды других людей, то двери нашей мечети для всех народов, которые считают себя мусульманами, открыты».

Таким образом, между этническими мусульманами и представителями новых исламских движений обозначился определённый психологический, в большей степени эмоциональный, разрыв, который, конечно, не может благоприятно сказаться в целом на ренессансе ислама. Раскол усугубляется также из-за известного упорства радикальных новых мусульман в вопросе агитации традиционалистов к «более чистой» форме религии. В 1999 г. в Ульяновске были даже отмечены стычки между представителями «нового исламского движения» и традиционными. Однако само стремление этнических мусульман защитить религию предков от посягательств извне, пусть даже исламских, является свидетельством сохранности в массовом сознании татар представлений народного ислама, воспринимаемого ими в качестве культурной традиции.

Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области ЦДУМ России было образовано в 1991 году. В министерстве юстиции было зарегистрировано Мухтасибатское правление по Ульяновской области при Духовном Управлении мусульман Европейской части СССР и Сибири.

На тот момент Мухтасибатское правление по Ульяновской области объединяло под своим началом более 70 мусульманских религиозных организаций (мечетей).

В 2001 году в связи с перерегистрацией ДУМЕС в Центральное духовное управление мусульман России Мухтасибатское правление по Ульяновской области было переименовано в Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области (Ульяновский муфтият) в составе ЦДУМ России.

С 1991 по 2002 год руководство духовным управлением осуществлял муфтий Аюп хазрат Дебердеев.

Председателем РДУМ Ульяновской области с 2012 года стал главный имам-ахунд Ильдар хаджи Сафиуллин, осуществляющий текущее руководство административно-финансовыми делами РДУМ Ульяновской области. Главный казый Савбян хазрат Сулейманов осуществляет руководство духовными вопросами РДУМ Ульяновской области.

До 2002 года РДУМ осуществляло деятельность в комплексе зданий по пер. Банный, д. 1. Затем муфтият стал вести работу по возврату имущества религиозного назначения, находящегося у государства, в собственность мусульманского сообщества Ульяновской области. В 2006 году в пользование РДУМ Ульяновской области было передано здание по ул. Федерации, д. 37, которое использовалось как религиозное до 1917 года.

Благодаря усилиям федеральных властей, администрации Ульяновской области, муниципальной власти, помощи представителей бизнес-сообщества и граждан некогда обветшавшее здание было восстановлено. Сейчас здание полностью функционирует как молельный дом, а Ульяновский муфтият располагается в соседнем здании по ул. Федерации, д. 35, которое с начала 20 века использовалось, как медресе и было также передано в 2012 году РДУМ Ульяновской области в собственность, для использования в соответствии с уставными целями.

В настоящее время РДУМ Ульяновской области ЦДУМ России объединяет и координирует деятельность 120 местных мусульманских религиозных организаций на территории области. Многие здания мечетей имеют более чем столетнюю историю и внесены в перечень объектов культурного наследия религиозного назначения. Это мечети в г. Димитровград, р.п. Старое Тимошкино, с. Калда, с. Усть-Кулатка.

Среди крупных мусульманских центров Ульяновской области можно назвать Центральную Соборную мечеть г. Ульяновска, мечеть № 108 г. Димитровград, мечеть № 156, 352 с. Большой Чирклей и др.

Необходимость данного исследования в значительной мере обусловлена сложившейся в современном обществе ситуацией, при которой религиозное сознание оказывает все возрастающее влияние на формирование мировоззрения людей и их образ жизни. На основе анализа специфики теоретико-познавательной ситуации мы пришли к выводу, что проблема религиозного сознания разработана недостаточно. В связи с этим был выделен ряд ведущих направлений в изучении религиозного сознания. К ним относятся раскрытие вопросов, связанных с сущностью, спецификой религиозного сознания.

Рассмотрев условия и факторы возникновения религиозного сознания, мы пришли к выводу, что ими являются активность группы факторов, классифицировать которые возможно, обратившись к логической оппозиции «естественное – социальное».

Что касается сущности и структуры религиозного сознания, то мы выявили, что основные структурные компоненты религиозного сознания можно разделить по двум направлениям: по процессу его формирования – это объект, субъект, содержание, средства, управление. И по уровню познания – подсознание, обыденное сознание, теоретическое сознание (богословие), сверхсознание, идеология.

В настоящее время у общества складывается потребность в духовном, религиозном обогащении, и поэтому наблюдается тенденция обращения к религии и религиозным институтам. Происходит возрождение религиозного сознания. Однако опираясь на полученные выводы, мы отметили, что происходит обращение «внешнее», когда «внутренняя» сторона очень скудна и наполнена различными примесями, в религиозном сознании общества все большее место занимает феномен псевдорелигиозности – которая выражается в феномене религиозного синкретизма.

Марат хазрат САДУАКАСОВ,

магистр Российского исламского университета.