Дамир Ибрагимов: «Думаю, что все идет из детства …»

(Начало в газете за 13, 27 октября 2023 г.).

- Сколько раз Вы уже были в зоне СВО, как происходят поездки?

- Шесть или семь раз, это надо смотреть по фильмам в Телеграмм-канале «Патриот 73». После каждой поездки Ксения – супруга Евгения Лисина – монтирует фильмы-отчеты. Она молодец, все на ней - монтаж, подбор музыки, разные технические моменты. Каждый фильм имеет определенное название. Многих эти видеоматериалы разбудили от спячки, мотивировали к участию в работе фонда, в сборе гуманитарки. Придет время, и мы будем смотреть эти фильмы вместе с пришедшими из зоны боевых действий ребятами.

Думаю, для начала надо поблагодарить всех земляков, которые принимают посильное участие в сборе гуманитарных грузов для наших защитников. У каждого свой вклад, но он от сердца. Я, например, всегда, помимо прочего, вожу для ребят то, что им необходимо. Первое – колбасу конскую, по-татарски называется казый. Она высокоэнергетическая. Немного съел и хватает на целый день. И главное – она долго не портится. Второе – сигареты. Они как на вес золота. Если даже человек не курит, он может сигареты обменять на что-то ему необходимое, потому что на фронте все развито, и торговля, и много чего интересного.

В зону СВО, как правило, мы ездим вдвоем с Женей Лисиным. Обычно выезжаем в конце недели, чтобы к понедельнику вернуться. Такой график не сильно вырывает из основной работы, которой мы занимаемся. Самый длинный маршрут был в первую поездку – три тысячи пятьсот километров. Сейчас в среднем за одну поездку проезжаем три тысячи километров - полторы тысячи туда и столько же обратно. Интересные метаморфозы при этом со мной происходят. Периодически по делам бизнеса мне приходится ездить из Димитровграда в Ульяновск. Учитывая, что уже не молодой, бывает, устаю за рулем, даже клонит ко сну. Поэтому, от греха подальше, доезжая до Озерок, останавливаюсь, и сплю 15-20 минут, а потом продолжаю путь. На обратном пути «спасаюсь» двумя-тремя порциями мороженного, которые придают мне энергии. При поездках в зону СВО я все время в тонусе, кручу баранку весь маршрут, тысячу километров управляю без отдыха, потом ночевка и снова в путь. Также обратно. Сначала Женя предлагал подменить меня, но мне этого реально не нужно. Не знаю, откуда берутся силы. Каждая такая поездка своего рода энергетический напиток. После возвращения оттуда, через какое-то время, состояние уже не то, руки опускаются. Но стоит поехать с гуманитаркой в зону СВО, передать груз, пообщаться с ребятами и снова словно летаешь.

Мне кажется, нет, я уверен, что мы не просто передаем гуманитарный груз, в сбор которого вложили частицу души многие наши земляки. Когда там, практически на передовой, Женя или я, иногда к нам присоединяется кто-то из фонда, обнимаем ребят, то ощущение как будто ты передаешь каждому из них частицу малой родины, положительную энергию, желая таким образом защитить их от неприятностей. Человек может верить в Бога, может не верить, это его выбор. Там, как мне представляется, большинство начинают верить. Мой духовный брат, о котором я в нашей беседе уже вспоминал, Альфред, научил меня мусульманской молитве (дуа) «Юнус догасы». Она рекомендуется воину, уходящему на битву. В каждую поездку я привожу определенное количество оберегов, на которых на арабском языке написана данная дуа, предварительно читая над ними эту мольбу многократно – от трех раз и более. В одну из первых поездок на фронт передал такие обереги мусульманам, проходящим службу в подразделении специального назначения, в том числе командиру. Спустя небольшое время он во главе группы спецназовцев из 12 бойцов уходит на боевое задание. В один из моментов их обнаруживает дрон и сбрасывает на них гранату большой мощности. Наши ребята успели укрыться в бетонном кольце под проезжей дорогой. Но, поскольку места в нем было немного, командир подразделения и еще один боец оказались у края укрытия. Часть осколков от разорвавшейся гранаты полетели в их сторону. Оба получили ранения в руки. Когда появилась возможность осмотреть себя, командир обнаружил, что кроме легкого ранения в руку, осколок пробил шапочку, которая была на голове. Позже он мне скажет: «Бабай! Ну, ты, похоже, нормально намолил!». Молитва, конечно, важна. Но очень важно и то, что родители, жены, дети, близкие, друзья, товарищи желают, чтобы наши ребята вернулись домой живыми.

От поездки к поездке ребята на фронте становятся для нас больше, чем наши защитники. Это товарищи, братья. С некоторыми у нас вообще очень хорошие отношения, вплоть до того, что когда они приезжали домой в отпуск или после ранения, мы собирались на даче, общались, вспоминали прежние встречи. Я рад их встретить, накрыть обильный стол, чтобы они отведали хорошей мирной еды, стараюсь угостить вкусным ароматным чаем. В свою очередь, и ребята на фронте стараются нас хлебосольно привечать, конечно, насколько позволяют спартанские условия в прифронтовой полосе. Например, в крайнюю поездку командир подразделения специального назначения приготовил для нас фирменный сырный суп с грибами. Такая вкусняшка! Я этот суп назвал командирским.

- Что можно сказать о людях на фронте?

- Частично, мне, кажется, в начале беседы об этом сказал, но могу добавить. Кто вырос в Советском Союзе, тот, думается, помнит, что тогда, например, если в деревне строился дом, то его поднимали всем миром, собирались соседи, знакомые, близкие, а потом за большим столом сообща отмечали новоселье. А под ковриком перед входной дверью лежал ключ и все об этом знали. Форточки были открыты, на окнах решеток не было. Это многое говорит об уровне доверия людей друг к другу в то время. И вот поездка на Донбасс показала, что там люди живут коллективно, я словно на машине времени переместился во времена своего детства и юности. Там люди стоят друг за друга. В глазах донецких добровольцев я увидел сильную мотивацию – они готовы воевать до полной победы и, конечно, хотят, чтобы скорее наступил мир. Цельные, душевные ребята там. Они мне очень запомнились. Командир у них хороший. В первом фильме это можно увидеть.

И в последующие поездки мы встречались с исключительно мотивированными бойцами и командирами, в частности из штурмовой группы «Шторм» бригады «Пятнашка», которая формировалась в Рощино. Они уже прошли очень серьезную военную школу, участвовали в сложных штурмовых операциях. Все они готовы идти до конца. И так в каждом подразделении, где нам довелось побывать. Люди, которые сейчас находятся на передовой, в любой момент могут уйти в другой мир. При этом они не хотят думать о плохом, наоборот, стараются думать о хорошем. Вместе готовят, вместе едят, вместе защищают друг друга на поле боя. Там люди достаточно быстро меняются: ты был одним человеком, стал другим. Плохие люди, которые, конечно, попадаются, вскоре отсеиваются. Кого-то перевоспитывают, причем довольно жесткими методами, мне рассказывали как, но я не буду об этом распространяться. Но жестко, люди из мирной жизни такие методы воспитания не поймут. Но без этого никак, потому что спецоперация очень сложная. А как человека перенастроить, научить военному делу в короткий срок, как не жесткими методами? Ребенка тоже по-разному воспитывают, сначала словом и личным примером, а потом, если не помогает, иногда и ремень некоторые родители используют, и такие уроки на всю жизнь запоминаются. Но, в преобладающем большинстве, повторюсь на передовой люди с сильным духом. Основная масса – простые мужики, как правило, из российской глубинки, много из села и малых городов типа Димитровграда и меньше. Они скромные, в основном молчат, но делают свое дело, жаждут победы и скорейшего возвращения домой.

- Можно утверждать, что в настоящее время военнослужащие в зоне СВО обеспечены необходимым или им по-прежнему необходима гуманитарная помощь?

- На мой взгляд, сейчас, в основном, быт там налажен. Сейчас, конечно, такое не встретишь, чтобы солдаты из-за дефицита воды около месяца вынуждены были пить воду из луж, и гибли от пули снайпера, когда пытались от источника доставить в подразделение питьевую воду. Но по-прежнему нужна качественная нижняя одежда, в частности, термобелье дышащее. Носки хлопчатобумажные всегда необходимы. Удобная, легкая обувь востребована. Всегда и в большом количестве нужны влажные салфетки. Определенные категории продуктов, наверное, тоже будут не лишними. Мне кажется, ребятам приятно получать, что-то сделанное руками, ну, допустим, разделочная доска, на которой вырезана какая-то теплая, поддерживающая ребят надпись. Сделанная из дерева ложка, может быть талисман с молитвой. Детские рисунки, письма и поделки, безусловно. Как же они согревают!!! Также важно снабжать ребят специальным военным оборудованием и вооружением: речь идет о дронах, подствольниках, касках, бронежилетах и т.д. Они, конечно, поступают в войска, но пока не в достаточном количестве. Об этом говорит даже Президент России Владимир Путин.

Почему я, например, зол на большинство российских олигархов и крупных предпринимателей? Доходы этих граждан позволяют им без особых проблем обеспечивать войска теми же дронами большими партиями. Так они же и малые не закупают. Впрочем, зачем далеко за примерами ходить? Возьмем Димитровград. В городе есть зажиточные люди, знаю мнение некоторых из них, их отношение к спецоперации, о помощи бойцам. Кто участвует в формировании гуманитарных конвоев Благотворительного фонда «Патриот 73»? Небольшая часть предпринимателей, за редким исключением, далеко не крупных и обычные граждане – работяги, служащие, дедушки, бабушки, дети, каждый вносит какую-то копеечку, мы в фонде любой помощи рады. На деле более состоятельные люди, как мне видится, должны не создавать вид, что помогают фронту, сделав, допустим, разовое отчисление, а делать это на регулярной основе и более ощутимо. Но этого пока не видно. Слава Богу, есть и такие из числа крупных предпринимателей, которые помогают хорошо. Чем будет больше пожертвований, тем больше специализированного оборудования, техники можно доставить на фронт, а через это помочь бойцам сохранить жизни, одержать победу над врагом. Бойцы же в зоне специальной военной операции не только за свои семьи воюют, но и за нас, предпринимателей.

По моему субъективному мнению, фронту могли бы помогать большее количество крупных предпринимателей. Похоже, некоторым жалко деньги отдавать, либо они думают, что скоро все пройдет и все станет, как было. Но они ошибаются, нормально уже не станет, будет еще жестче! Некоторые спрашивают – когда будет победа? Она будет только тогда, когда все общество консолидируется. Прежде чем получить ответ на этот вопрос, посмотри на себя – что ты сделал для победы? Вот когда мы вместе будем, когда каждый в меру сил и возможностей внесет свою долю (в любой форме участия), тогда она придет. Вот есть Москва – в нем крутятся огромные финансы. Ну, если столичные бизнесмены сами боятся заниматься снабжением фронта, предоставьте такую возможность благотворительным фондам, таким как «Патриот 73», официально под отчет. Мы отчитаемся за каждую копейку с предоставлением документации, фото и видеоотчетов. Пока этого нет или мы об этом не знаем. Поэтому Благотворительный фонд «Патриот 73» продолжает работу, рассчитывая на нормальных людей без двойного дна, да, не все они, наверное, супербогатые граждане, многие и вовсе живут очень скромно, но они настоящие, помогающие искренне, от души. 

(Продолжение следует).

Анастасия СУБАЕВА,

журналист, сотрудник Центра «Доверие» в г. Димитровграде.