Проповедь о порицании скупости и жадности

Хвала Аллаху господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммада его семье, сподвижникам и тем, кто последует за ним вплоть до Судного дня.

     Уважаемые братья и сестры, в сегодняшней проповеди мы расскажем о  порицании скупости и жадности.

   Наша религия повелевает нам, чтобы мы были щедрыми и расходовали из тех благ, которые были дарованы нам Создателем, так как уже в первых страницах Священного Корана Всевышний Аллах упоминает нам в первых аятах суры Аль–Бакара о качествах тех, кто истинно уверовал в единого Бога: «Алим Ляям Миим.  Эта книга, в ней нет сомнения, она является руководством для богобоязненных. Это те, которые уверуют в тайное (ангелов, судный день), выстаивают молитвы и расходуют из тех благ, которыми Мы им даровали» [1] 

   Так же в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), говорится: «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них, они (ветви) приведут в а Ад».[2]

    В следующем хадисе сказано: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к Гиенне. Щедрый невежда милее для Аллаха, нежели скупой поклоняющийся»;[3]

 Как мы видим из этих двух хадисов, если хотим быть ближе к Всевышнему Аллаху, Раю и людям (то есть получим от них дуа), то мы должны стараться приучить себя быть щедрым. А если спросите, как это сделать, мой вам совет - поначалу надо себя заставлять расходовать по немного, а потом, когда это станет привычным делом, то постепенно надо планку повышать, но, конечно же, надо держаться золотой середины, так как Всевышний Аллах, упоминая о качествах рабах милостивого, говорит: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями»[4]

 А так же Всевышний Аллах сообщает нам о том, что будет, если верующий не будет держаться золотой середины в плане имущества: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным»[5]

 В этом аяте Всевышний Аллах упоминает нам, о двух итогах расточителя и скупого – это порицание и печаль, потому что если человек не расходовал  свое богатство во благо, то в конце жизни он будет опечаленным, станет порицать себя, что не мог использовать возможность дарованный Всевышним Аллахом, а если будет расточителем, то всю оставшуюся жизнь проведет в долгах и в нужде, и это тоже станет для него печалью и порицанием самого себя, в том, что не смог правильно использовать блага дарованные Всевышним Аллахом.

   В книге «Мунаббихат» ибн Хаджара аль-Аскаляни (да помилует его Аллах), передается наставление от праведного Халифа Абу Бакра ас- Сыддика (да будет доволен им Аллах)  о том, что скупого настигнет одна из семи бед:

  1. Или его настигнет смерть, а наследники израсходуют его богатство расточительно или в тех местах, где Всевышний Аллах не повелел;
  2. Или Всевышний Аллах направит на него Правителя тирана, который будет угнетать его и заберет его богатство.
  3. Или увеличится  у него страсть (к прелюбодеянию, к азартным играм и т.п.) и на это он потратит все свое имущество;
  4. Или появится мысль построить сооружение в не нужном месте, и потратит на это все свое имущество;
  5. Или утонет, или случится пожар, или украдут у него богатство и таким образом лишится своего богатства.
  6. Или настигнет его болезнь и все свое имущество потратит на этом пути.
  7. Или спрячет свое богатство где нибудь, а потом забудет, где он его спрятал;

[1] Сура Аль-Бакара, аят1-2;

[2] Аль-Байхаки;

[3] Сунани ат- Тирмизи;

[4] Сура Фуркан, аят 67;

[5] Сура аль – Исра, аят 29;

Проповедь подготовлена Советом улемов Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе ЦДУМ России.