Развитие этнокультурного (татарского) образования в дошкольных учреждениях Ульяновской области

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, т.к. именно в этот период закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в результате накопления ребенком социокультурного опыта в процессе этнокультурного образования.

Правильно организованное этнокультурное образование дает возможность детямсамостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми они смогут пользоваться в дальнейшей жизни. Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает. Народная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоения общечеловеческих ценностей, формирования собственной личностной культуры.

Обращение к народной культуре и  традициям на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов ДОО.

В детских садах г. Ульяновска, Ульяновской областипроводится планомерная работа по этнокультурному воспитанию, создан комплекс условий для реализации поставленных задач.

Одно из важных условий приобщения воспитанников к народной культуре - это развивающая среда, котораяокружает детей. В группах организовываются уголки, мини-музеи народного быта, книжные выставки, коллекции кукол в татарских национальных нарядах, игровые пространства комплектуются дидактическими играми с этнокультурной тематикой.

Педагоги знакомят детей с татарской народной культурой во время тематических занятий, ознакомительных бесед: по истории татарского народа, его культурному наследию: декоративно-прикладное, устное, музыкальное, художественное творчество, народные игры, национальный костюм, игры-путешествия по Татарстану, разрабатывают с детьми проекты по данной теме, разучивают стихотворения на татарском языке, дети знакомятся с татарским народным фольклором, а затем исполняют его в театрализованной деятельности.

 В детских садах организована работа бесплатных кружков, где во время занятий дети учатся татарскому языку. Все полученные знания по татарской народной культуре, татарскому языку дети демонстрируют во время проведения татарских народных праздников, межнациональных Фестивалях.

Педагоги делают все возможное и невозможное в сохранении языка, культуры и традиций татарского народа, но семья это главный воспитатель и учитель для своего ребенка. В каждой семье есть большие возможности для ознакомления детей с историей и культурой татарского народа, это чтение и рассказывание народных сказок, исторических легенд, исполнение колыбельных, песен,использование пословиц и поговорок, создание домашней библиотеки книг на родном языке, использование в гардеробе элементов народного татарского костюма. И только своим личным примером родители могут привить своим детям уважение и почитание старших, доброжелательность и сострадание к окружающим, оказание необходимой помощи нуждающимся  людям, тем нравственным нормам менталитета татарского народа. И мы педагоги проводим огромную работу по организации сотрудничества с родителями в этом направлении: работа семейных клубов, клуба бабушек, фестивалей семейного творчества, вечеров-встреч «Семейные традиции», выставок семейного  художественного творчества, народные праздники и др.

    Детские сады, которые являются базовыми методическими ресурсными центрами организуютна своих площадках семинары, практикумы, мастер-классы, консультации, открытые образовательные мероприятия, распространяют опыт инновационной работы, методическую литературу.Детские садылабируют свой опыт социализации дошкольников,  через познание своей родной культуры, родного татарского языка.Педагоги Татарстана, присутствующие на семинарев октябре 2018 г. высоко оценили работу ДОО г. Ульяновска и Ульяновской области пригласили св Казань с презентацией своего педагогического опыта.

Наблюдается положительная динамика в организации новых кружков по ознакомлению с татарской культурой: в 2017 году функционировало 20 кружков,а в 2018 году уже 32 кружка. (20, 13, 199, 141, 132, 90, 242, 226, 63, 54, 216, 184, 111, 253, «Ивушка», 233, дошкольные группы при СОШ № 56)

Педагоги детских садов находят продуктивным сотрудничество с общественной организацией «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия». В 2018 году автономией был предоставлен ценный методический материал: демонстрационный материал для проведения образовательной деятельности с воспитанниками, рабочие тетради по изучению татарского языка, диски с татарскими народными сказками и песнями, анимационные фильмы с переводом, настольные театры. Все это позволяет детям с интересом и увлечением познавать язык, культуру и традиции татарского народа.

Работа в данном направлении способствует выработке новых научно-методических форм работы,  образовательных технологий и распространение инновационного опыта педагогических коллективов города Ульяновска и Ульяновской области.

         На 2019 год нами определены следующие задачи работы:

  1. Продолжение распространения лучшего педагогического опыта по ознакомлению с культурой татарского народа и изучению татарского языкавоспитанниками детских садов.
  2. Продолжение расширения сети организации бесплатных кружков по ознакомлению дошкольников с татарской культурой  и изучением татарского языка.
  3. Организация выезда педагогов детских садов г. Ульяновска в детские сады Ульяновской области иРеспублики Татарстан с целью обмена передовым опытом.
  4. Заключение договоров о сотрудничестве с дошкольными образовательными организациями  республики Татарстан.
  5. Пополнение методической  и художественной литературой детских садов г. Ульяновска.

Практика работы показывает, что такое тесное взаимодействие и сотрудничество детских садов г. Ульяновска, обмен педагогическим  опытом, социальное культурное творчество, создает хорошие условия для воспитания человека, гражданина, способного к активной жизнедеятельности в многонациональном государстве.

Ирина САЙФУТДИНОВА, заведуюшая детским садом №20 "Искринка" г. Ульяновска