Симбирские татары строили Северную железную дорогу

Симбирские татары на строительстве будущей Северной железной дороги, 1898 год

Государственный архив Вологодской области представил редкие фотодокументы со строительства Северной железной дороги в 1898 году.

На одной из фотографий запечатлен шестиосный паровоз на строительстве железнодорожной линии Вологда – Архангельск (1898), на второй – симбирские татары на строительстве той же линии (1898), еще на одной – американская землечерпательная машина на строительстве все той же железнодорожной линии Вологда – Архангельск (1898).

Первый поезд прибыл в Вологду 20 июня 1872 года, в день торжественного открытия Ярославско-Вологодской железной дороги, связавшей город Вологду с Москвой. Он отправился со 112 пассажирами из Ярославля в шесть часов утра, с поездом приехал предприниматель Савва Мамонтов, который являлся главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. По новой дороге Ярославль – Вологда ежедневно ходило два поезда: почтовый №3/4 и товаропассажирский №5/6.

Участок Вологда – Архангельск был проложен предпринимателем Саввой Мамонтовым в 1898 году. Мост у села Прилуки был построен временный с деревянными устоями. На постоянный его заменили в 1913-м году. И теперь уже Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога состояла их трех главных участков: Москва – Ярославль (262 версты), Ярославль – Вологда (191 верста), Вологда – Архангельск (595 верст).

В 1906 году железная дорога связала Вологду с Санкт-Петербургом, в 1907 – с Вяткой. Тогда же на станции Вологда-1 возвели новый каменный вокзал. Расширение железнодорожного узла явилось одним из главных факторов экономического роста города. «Поезда стали ходить чаще, расстояние от столицы до Вологды всё уменьшалось» – так осмыслил происходящее писатель Варлам Шаламов.