Проповедь о причинах материальных и духовных испытаний

Уважаемые братья, в сегодняшней проповеди мы расскажем о причинах материальных и духовных испытаний.

   Хвала Аллаху господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и тем, кто следует за ним вплоть до Судного дня.

   Каждый из нас, несомненно, сталкивался и сталкивается с трудностями, будь то духовными или материальными, когда человек теряет смысл жизни и, опуская свои руки, говорит, за что это, о мой Господь, что я сделал такого?

   Так, что же мы должны делать в данной ситуации, чтобы решить проблему окружающую нас? В первую очередь, мы должны устранить причину всего этого, так как любая проблема возникает по своей причине, и возникает второй вопрос, а где их искать, без всяких сомнений, каждый верующий в единого Бога, ответы должен искать в священном Куране, являющемся путеводителем для всех верующих во всех случаях жизни.

   Всевышний Аллах говорит: «Когда Господь испытывает человека, проявляя к нему щедрость и наделяя его благами, тот говорит: «Мой Господь проявил ко мне щедрость, а когда Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: «Мой Господь унизил меня! Но нет! Вы сами не проявляете щедрость к сиротам и не побуждаете, друг друга кормить нищего и проедаете наследство целиком и любите богатство страстно»; [1]

  Как мы видим из данного аята, основными причинами того, что Всевышний Аллах ограничивает наш удел, заключается в том, что мы забываем об обездоленных сиротах, бедных и о тех, кто нуждается в нашей помощи будь то материальной или духовной, так же одно из основных проблем, в том, что берем чужое наследство, несмотря на то, что она запретна для нас, как запретен спиртное или прелюбодеяние. Многие из нас, когда теряют близких людей, начинают с жадностью делить то, что оставили их родители, несмотря, на то что Всевышний Аллах определил каждому определенную долю наследства. Как то один знакомый имам рассказывал о том, что прочитали джаназа намаз одной женщине у которой на похоронах никто не присутствовал из числа родственников, однако потом выяснилось что у этой женщины есть трое детей, но, к сожалению, когда хоронили их маму, они в это время судились, кому достанется квартира, которая оставила мама. И после такого как вы, думаете, Всевышний Аллах даст им прожить счастливую жизнь? Конечно же, нет, но только в одном случае Всевышний Аллах поменяет их положение, если они раскаются о содеянном и исправят свою вину и поделят наследство справедливым образом.

  А последней причиной, которая ограничивает наш удел в этом мире, это чрезмерная любовь к богатству. Вспомним участь Каруна, Фараона и многих других обладавших большими богатствами, однако не использовавших во благо, а наоборот во вред себе и другим. Всем нам известно, что с ними произошло.

   Мы не говорим, что мусульманин должен быть бедным. Поймите нас правильно, мусульманин должен жить достойно, как духовно, так и материально. Однако богатство, которым он обладает не должен отвлекать его поминания Всевышнего Аллаха (совершении 5 кратного намаза, поста, закята, хаджа) и соблюдении прав тех, кто его окружает, не важно он человек или животное, а иначе понесет убыток и урон в этом мире и вечном.

   Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают, таким образом, окажутся потерпевшими убыток»[2]

Если подытожить вышеупомянутый аят, нам становится ясно, что основными причинами того, что Всевышний Аллах ограничивает или лишает нас своих благ, является скупость и чрезмерная любовь к богатству.

 И возникает вопрос, а кто же является не скупым пред Творцом?

И на этот вопрос мы найдем ответ, конечно же, в священном Куране.

   Всевышний Аллах говорит: «Поистине человек создан жадным и нетерпеливым, когда касается беда он не терпелив, когда ему достается добро, он скуп, исключением являются верующие совершающие намаз, которые совершают его постоянно (вовремя и как следует), которые выделяют определенную долю из своего имущества, для просящих и обездоленных, которые верят в День воздаяния, которые испытывают трепет перед наказанием от своего Господа. Поистине от наказания их Господа никто не застрахован. Так же это не относится к тем, кто оберегает свое целомудрие, не вступая в интимные отношения ни с кем, кроме своих жен…, за что нет им порицания. А те, кто желает большего, они преступники. Так же не относится к тем, кто хранит доверенное им и соблюдает договоры, кто в своих свидетельствах правдив, и кто бережно относится к своим намазам. Им будет оказан почет в райских садах»; [3]

   Если поразмыслить над данными аятами, то мы увидим, что Всевышний Аллах требует от нас, чтобы мы совершали 5 кратный намаз и оберегали его, чтобы мы отдавали долю из своего имущества нуждающимся, чтобы мы истинно уверовали в Судный день, где каждый будет спрошен о благах, которые были дарованы ему, чтобы мы  страшились Его гнева, а Его гнев постигает тех, кто переступил границы дозволенного, также чтобы мы уберегали себя от прелюбодеяния, и чтобы мы  соблюдали договоры и хранили то, что нам было вверено на хранение и только тогда мы считаемся из тех, кто преуспел в этом мир и в мире вечном.

 Пусть Всевышний Аллах дарует нам все эти качества и даст нам прожить мирскую жизнь достойно и правдиво.

Проповедь хотим завершить аятом из суры Фатыр (Творец), Всевышний Аллах говорит: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки. И Он прощает вам многое»[4]


[1] Сура Рассвет, аяты  15 – 20;

[2] Сура Лицемеры аят 9;

[3] Сура Ступени, аяты 19 – 34;

[4] Сура Творец, аят 45;

Проповедь подготовлена Советом улемов Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе ЦДУМ России.