Проповедь о достоинствах правдивости и о мерзости лжи

Уважаемые братья мусульмане! В сегодняшней проповеди мы объясним о достоинствах правдивости и о мерзости лжи. Правда – это объяснение чего-либо так как оно есть на самом деле. Правдивость считается основой всех восхваляемых дел, одним из пяти качеств пророков и результатом богобоязненности человека.  Слово «правда» с арабского переводится как «сыдк», а слово ложь «кизб». Человек который всегда, при любых обстоятельствах говорит правду удостаивается звания сыддык.

 Пророк (с.а.в) сказал: «Воистину, правда ведет к добру, а добро ведет в Рай. Человек говорит правду и достигает такой степени, что пишется среди сыддыков (правдивых). Ложь ведет к согрешению, а согрешение ведет в Ад. Человек обманывает до такой степени, что пишется среди кяззабов (лжецов)». (Имамы Аль-Бухарий и Муслим).

Ибн Мас’уд (р.а) говорил: «Раб продолжает говорить ложь и ходить с намерениями кому-либо соврать до тех пор пока в сердце у него не появится черное пятно. Спустя некоторое время его сердце полностью становится черным. Впоследствие чего его имя пишется в списке лжецов перед Всевышним Аллахом». (Муватта № 1570). Арифы, люди истинно познавшие Аллаха говорили: «Ихлас (искренность) – это освобождение от ширка (многобожия), а Сыдк (правдивость) – это освобождение себя от лицемерия». Ихлас ведет борьбу с ширком, в то время как сыдк старается побороть лицемерие. Лицемеры в аду будут ниже уровнем, чем многобожники, поэтому правдивость, которая является противоположностью лицемерия выше степенью чем искренность.

Подобно тому, как правдивость может быть в словах так же она присутствует в деяниях человека и в его состоянии. Правдивость слов, в отдалении их от лжи. Правдивость деяний, когда человек не совершает их для выставления на показ или для получения какой либо пользы. Состояние человека становится правдивым, когда его мысли не заняты стремлением овладеть такими пагубными качествами как известность, руководство и всеобщий почет. (Бахруль Мадид).

Пророк (с.а.в) сказал: «Достаточно человеку греха, говорить обо всем, что он слышит». (Муслим №6).

Наши ишаны, духовные наставники, давали такие наставления своим ученикам: «О шакирды, обращайте внимание на слова, которые вы произносите. Научитесь быть хозяевами своих слов. Если кто-либо из вас потеряет свою ручку, а тот кто найдет ее, подойдя к вам скажет: «Это, твоя ручка?», то тогда вы не сомневаясь скажете «да», и возьмете её. Так же должно быть и со словами. Если кто-либо, подойдя к вам спросит: «Эти слова сказали вы?», с полной уверенностью и спокойствием мы должны ответить: «Да, это мы сказали».   

Все органы нашего тела привязаны к сердцу. Слова, которые выходят из наших уст, полностью зависят от состояния сердца. На счет этого Посланник Аллаха (с.а.в) говорил: «В теле человека есть кусок мяса. Если оно будет благим, то благим будет все тело, а если оно будет плохим, то будет плохим все тело. Будьте внимательны – это сердце!» ( Сахих Бухари №50).

Сподвижник Пророка (с.а.в) Абу Саид аль-Худрий (р.а) передает что Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Когда человек утром просыпается, все органы начинают просить, почти умолять язык: ”Будь особенно внимателен! Охраняй наши права! Бойся Аллаха! Всё, что случается с нами, случается из-за тебя. Мы зависим от тебя. Если ты будешь правильным, то правильными будем и мы. Если ты сойдёшь с пути, то и мы впадём в заблуждение» (Сунани Тирмизи,Зухд №61).

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы» (Пчёлы, 105)

Сафван бин Сулей (р.а) передал: «У Пророка Мухаммада (с.а.в.) спросили: – О Посланник Аллаха! Может ли верующий быть трусом? – Да, – ответил Пророк (с.а.в).  – Может ли верующий быть скупым? – Да.– Может ли верующий быть лжецом? – Нет, ни в коем случае, – ответил Пророк (с.а.в). Пусть Всевышний сделает нас из числа праведных рабов Своих! Аминь.

Дополнительная информация к проповеди:

1. Всевышний Аллах  в Священном Коране сказал: «Аллаh повелел верующим быть богобоязненными так, как положено, соблюдая обязательства и избегая нарушения, и быть среди правдивых». (Сура Тавба 119 аят) 

2. Всевышний Аллах  в Священном Коране сказал: «Все, что произносит раб Аллаhа, записывается в книге Ангелами Ракибом и ‘Атидом». Одному Ангелу поручено писать доброе, а второму – плохое. Аллаh Всевышний предупредил, чтобы мы оберегали свой язык от сквернословия и тому подобного, т.к. в этом Аяте указано, что Ангелы записывают произнесенную нами речь, а также фиксируют наши деяния. Каждому будет показано все это, когда наступит День Отчета. 

3. Одна из самых больших бед, которая является грехом и распространяется в нашем обществе из-за невежества, это – обман. Обман – это любые сознательные разговоры, которые не соответствуют действительности, и говорящий знает об этом. Несмотря на то, сказаны они в шутку или всерьез – это является грехом по единогласному мнению исламских ученых. Пророк (с.а.в) сказал: «Ложь не годится ни в шутку, ни всерьез». 

4. Арабский текст хадиса, который написан в основном тексте проповеди:

 Воистину, правда ведет к добру, а добро ведет в Рай. Человек говорит правду и достигает такой степени, что пишется среди сыддыков (правдивых). Ложь ведет к согрешению, а согрешение ведет в Ад. Человек обманывает до такой степени, что пишется среди кяззабов (лжецов).

 5. Пророк (с.а.в) сказал: «Поручившемуся за то, что находится между его челюстями, и между его ногами, я поручусь за то что он войдет в рай».

6. Было передано нам о большой правдивости шейха ‘Абдуль-Кадира Аль-Гейляний (к.с). Когда он был маленьким, отправился с караваном в другую местность для того, чтобы получать знания по Исламу. Перед тем как отправиться в путь, его мать дала ему пояс, в котором было зашито восемьдесят золотых монет. Она дала ему совет, чтобы он всегда говорил только правду, и ‘Абдуль-Кадир аль Гейляний (к.с) пообещал своей матери, что всегда будет придерживаться этого совета. Караван отправился в путь, и по пути следования на него напали разбойники. Они начали требовать все ценное и отбирать силой, что имели люди, находившиеся в караване. А когда спросили аль Гейляний (к.с): «Что у тебя есть из ценностей?», он ответил: «Восемьдесят золотых монет». Разбойники начали смеяться и подумали, что он издевается над ними и не обратили на него внимания. После того, как они собрали награбленное имущество, их главарь спросил: «Осталось ли еще что-либо в караване?» Разбойники ответили ему: «Нет» и рассказали о том, что маленький аль Гейляний (к.с) сказал им, что у него восемьдесят золотых динаров, и они ему не поверили. Предводитель очень удивился и приказал привести этого мальчика. Увидев ‘Абдуль-Кадира аль Гейляний (к.с), глава разбойников спросил: «Правда то, что у тебя есть деньги?» Абдуль Кадир (к.с) ответил: «Да, у меня есть восемьдесят динаров». Тогда главарь сказал: «Покажи мне их». Мальчик развязал пояс и показал ему деньги. Разбойник еще больше был удивлен и сказал ему, что если бы он промолчал, то никто бы и не заподозрил о существовании этих денег, и спросил: «Почему ты сделал это?» Тогда мальчик рассказал о своем обещании, которое дал своей матери, сказав, что хотел это обещание сдержать. Тогда предводитель разбойников приказал вернуть все, что было отобрано, покаялся и приказал покаяться всем остальным разбойникам.

Проповедь подготовлена Советом улемов Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области при ЦДУМ России.