«ТОРМЫШ» И ВСЯ ЖИЗНЬ

Закир Кадыйри - богослов, востоковед, общественно-политический деятель, журналист, издатель, участник Всероссийских съездов мусульман. Родился в селе Абдуллово Чердаклинского района Ульяновской области.

Закир Кадыйри (1878 -1954) в начале прошлого века стал известен мусульманской общественности,  в первую очередь, как публицист, автор многочисленных статей. В  годы жизни в Египте он вошел в состав редакции  газеты «Аль-Лива» («Знамя»)  с ярко  антиколониальной  направленностью, где проявил  себя талантливым журналистом. В1906 году через эту газету он организовал сбор пожертвований в пользу голодающих в России, где голод охватил 33 губернии с населением свыше 40 миллиона человек.  На его страстный призыв о помощи нашел отклик в  сердцах тысячи человек, из Египта в Россию через Мусульманский комитет стали поступать деньги, продовольствие…   В те же годы он активно сотрудничает  с прогрессивной газетой «Эт-тилмиз» («Студент»), издаваемой  Р.Ибрагимовым.  Перед отъездом в Россию Р.Ибрагимов передал свое издательство Закиру Кадыйри, как наиболее принципиальному и талантливому журналисту.

     В 1907 году по приглашению Ризаэтдина  Фахретдина  Кадыйри возвращается в Россию и начинает преподавать в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. По признанию современников, среди татарской интеллигенции было немного людей, которых можно было бы сравнить с ним по степени образованности: в свои 27 лет Закир Кадыйри прекрасно владел  многими восточными и европейскими языками, глубоко изучил историю и философию Востока.  Добавим  к поистине  энциклопедическим  познаниям молодого ученого и его отточенное перо публициста, незаурядный ораторский дар, характер, закаленный в годы участия в революционном  движении  в Турции и Египте. Оренбургский период жизни З.Кадыйри  был очень благотворным для продолжения его научной и публицистической деятельности. Его статьи выходят в научно-популярном  журнале «Шура» («Совет») и газете «Вакыт» («Время»), издававшихся  в Оренбурге, и в более радикальной газете «Эт-Тилмиз», вывускаемой  Р.Ибрагимовым на арабском языке в Петербурге.  Стремясь довести до широких народных масс  выдающиеся образцы исламской науки и мысли, Закир Кадыйри начинает серьезно и плодотворно заниматься  переводами арабских ученых в области философии, истории.

   В 1909 году З. Кадыйри начал преподавать в  одном из лучших в России медресе «Галия» в Уфе. Читал лекции  по философии, психологии, логике.  По созданным самим учебникам  «Арабская грамматика»  и «Морфология арабского языка» вел уроки арабского языка. Изучавший у Кадыйри  историю арабской литературы  известный впоследствии татарский поэт Ш.Бабич посвятил ему  строки: «Наставник мой, среди ученых ты – как самая отважная птица».

    Закира Кадыйри никогда не покидала мысль начать издавать свою газету. Но с наступлением  реакции желающие начать выпуск новых изданий в большинстве случаев получали отказ.  В 1912 году  подал заявку и З.Кадыйри, но ему было отказано. Не удивительно, ведь еще  в 1909 году в полицейском управлении он числился  как «один из самых левых исламистов».

   В августе 1913 года издававшаяся  на татарском языке в Томске газета «Сибирь» переезжает  в Уфу.   З.Кадыйри активно с ней сотрудничал и даже выезжал в Томск. Издатель В. Наурузов  был вынужден закрыть газету. На смену ей пришла газета «Тормыш»  («Жизнь»), редактором которой в 1914 году  стал Закир Кадыйри.

    Очень скоро газета вошла в число самых влиятельных  и авторитетных изданий на татарском языке. Она сыграла огромную роль  в формировании национального самосознания  татар, была проводником идеалов просвещения, стала рупором наиболее прогрессивной  части татарской  интеллигенции. Обновленная «Тормыш»  заявила о себе как либеральная, общественно-политическая, экономическая и культурно-национальная газета.

  Когда перелистываешь страницы газеты более чем вековой давности, не перестаешь удивляться  обилию и разнообразию материалов, оперативности откликов на события в стране и мире. А ведь у журналистов того времени не было никакой оргтехники, систем связи, не было вездесущего интернета.  Можно только представить, с каким напряжением работали журналисты в такой всеохватной  газете «Тормыш». Достаточно перечислить  основные постоянные рубрики газеты: «Официальная хроника», «Внутрироссийские  события», «Новости Уфы», «Мировая война», «Война и мусульмане», «За рубежом», «Образование», «Духовная жизнь», «Женский мир», «Земство», «Село», «Культура», «Литература», «Театр»…

 Выходила газета на четырех полосах, иногда в связи с большими событиями, формат увеличивали до шести полос. Газета обильно иллюстрировалась  снимками с места события, портретами известных деятелей.  Часто использовались различные источники: материалы из других русских, татарских, иностранных газет, письма читателей.

   Известно, что тон тематике и содержанию задает редактор. Он определяет и курс издания. Но в примере «Тормыш», это нисколько не значит, что Кадыйри  насаждал  только угодные ему и совпадающие  с его  убеждениями мнения. Он - искусный полемист, отточивший свое перо еще во времена сотрудничества и работы  в прогрессивных антиколониального направления  газетах Египта, затем  и в российских изданиях. Он всегда признавал право каждого человека на свое мнение , но и оставлял за собой право соглашаться с ним или нет.  В этом проявились лучшие черты его личности, его глубокая интеллигентность и воспитанность. К сожалению, такое в современной российской прессе -  большая редкость.

 В «Тормыш» нашли отражение позиции Кадыйри в вопросах народного образования, воспитания. Именно  широкое просвещение народа Кадыйри считал смыслом своей жизни и деятельности.  В статьях «Наше медресе», «Школа или мектеб», «Программы мектебов», «Медресе  «Усмания» и др. Кадыйри поднимает актуальные вопросы реформирования конфессиональных школ. Он подчеркивает: «Если начальное обучение не ведется на родном языке, то становится невозможным  существование национальной культуры и литературы, необходимых в понятии «Нация».

   Пожалуй, ни одна газета того времени не уделяла столько внимания женскому вопросу. «Мы, мужчины, своим существованием обязаны Женщине… Нации, где женщины остаются униженными и бесправными, не способны к полноценной жизни, они обречены, т.к. этим они лишают себя надежд на будущее, утрачивают жизненно важные  ценности».

   С осени 1917 года Кадыйри целиком посвящает себя работе в министерстве просвещения  Национального управления  штата «Идель-Урал» и уходит из газеты,  передав дела новому редактору  Т.Хабирову. Об этом он сообщил читателям 16 января 1918 года: «В связи с избранием меня  по решению  Национального собрания членом Комитета  Просвещения вынужден оставить  работу редактора «Тормыш». Все эти три года и четыре месяца  я делал все для того, чтобы «Тормыш» стала для тюрки-татар поистине  народной, современной мусульманской газетой.  Никогда не изменял  истине и правде. Подвергался нападкам и слева, и справа, но они не пошатнули моих убеждений и позиций. Если же с моей стороны кому-либо была нанесена несправедливая  обида, то я прошу у них прощения. С уважением Закир Кадыйри".

   … На этом можно было бы закончить  рассказ о моем деде – редакторе газеты «Тормыш».  Но остается много не исследованного из его биографии. Часть из его богатой жизни вошла в нашу с Риммой  Вильдановой книгу  «Возвращение к истокам».  Но многое еще надо прояснить. Это – вопрос времени.

     Ирек Сайфиев, член СЖ РФ, лауреат премии имени Г. Кандалыя.