«ТОРМЫШ» И ВСЯ ЖИЗНЬ
Закир Кадыйри - богослов, востоковед, общественно-политический деятель, журналист, издатель, участник Всероссийских съездов мусульман. Родился в селе Абдуллово Чердаклинского района Ульяновской области.
Закир Кадыйри (1878 -1954) в начале прошлого века стал известен мусульманской общественности, в первую очередь, как публицист, автор многочисленных статей. В годы жизни в Египте он вошел в состав редакции газеты «Аль-Лива» («Знамя») с ярко антиколониальной направленностью, где проявил себя талантливым журналистом. В1906 году через эту газету он организовал сбор пожертвований в пользу голодающих в России, где голод охватил 33 губернии с населением свыше 40 миллиона человек. На его страстный призыв о помощи нашел отклик в сердцах тысячи человек, из Египта в Россию через Мусульманский комитет стали поступать деньги, продовольствие… В те же годы он активно сотрудничает с прогрессивной газетой «Эт-тилмиз» («Студент»), издаваемой Р.Ибрагимовым. Перед отъездом в Россию Р.Ибрагимов передал свое издательство Закиру Кадыйри, как наиболее принципиальному и талантливому журналисту.
В 1907 году по приглашению Ризаэтдина Фахретдина Кадыйри возвращается в Россию и начинает преподавать в медресе «Хусаиния» в Оренбурге. По признанию современников, среди татарской интеллигенции было немного людей, которых можно было бы сравнить с ним по степени образованности: в свои 27 лет Закир Кадыйри прекрасно владел многими восточными и европейскими языками, глубоко изучил историю и философию Востока. Добавим к поистине энциклопедическим познаниям молодого ученого и его отточенное перо публициста, незаурядный ораторский дар, характер, закаленный в годы участия в революционном движении в Турции и Египте. Оренбургский период жизни З.Кадыйри был очень благотворным для продолжения его научной и публицистической деятельности. Его статьи выходят в научно-популярном журнале «Шура» («Совет») и газете «Вакыт» («Время»), издававшихся в Оренбурге, и в более радикальной газете «Эт-Тилмиз», вывускаемой Р.Ибрагимовым на арабском языке в Петербурге. Стремясь довести до широких народных масс выдающиеся образцы исламской науки и мысли, Закир Кадыйри начинает серьезно и плодотворно заниматься переводами арабских ученых в области философии, истории.
В 1909 году З. Кадыйри начал преподавать в одном из лучших в России медресе «Галия» в Уфе. Читал лекции по философии, психологии, логике. По созданным самим учебникам «Арабская грамматика» и «Морфология арабского языка» вел уроки арабского языка. Изучавший у Кадыйри историю арабской литературы известный впоследствии татарский поэт Ш.Бабич посвятил ему строки: «Наставник мой, среди ученых ты – как самая отважная птица».
Закира Кадыйри никогда не покидала мысль начать издавать свою газету. Но с наступлением реакции желающие начать выпуск новых изданий в большинстве случаев получали отказ. В 1912 году подал заявку и З.Кадыйри, но ему было отказано. Не удивительно, ведь еще в 1909 году в полицейском управлении он числился как «один из самых левых исламистов».
В августе 1913 года издававшаяся на татарском языке в Томске газета «Сибирь» переезжает в Уфу. З.Кадыйри активно с ней сотрудничал и даже выезжал в Томск. Издатель В. Наурузов был вынужден закрыть газету. На смену ей пришла газета «Тормыш» («Жизнь»), редактором которой в 1914 году стал Закир Кадыйри.
Очень скоро газета вошла в число самых влиятельных и авторитетных изданий на татарском языке. Она сыграла огромную роль в формировании национального самосознания татар, была проводником идеалов просвещения, стала рупором наиболее прогрессивной части татарской интеллигенции. Обновленная «Тормыш» заявила о себе как либеральная, общественно-политическая, экономическая и культурно-национальная газета.
Когда перелистываешь страницы газеты более чем вековой давности, не перестаешь удивляться обилию и разнообразию материалов, оперативности откликов на события в стране и мире. А ведь у журналистов того времени не было никакой оргтехники, систем связи, не было вездесущего интернета. Можно только представить, с каким напряжением работали журналисты в такой всеохватной газете «Тормыш». Достаточно перечислить основные постоянные рубрики газеты: «Официальная хроника», «Внутрироссийские события», «Новости Уфы», «Мировая война», «Война и мусульмане», «За рубежом», «Образование», «Духовная жизнь», «Женский мир», «Земство», «Село», «Культура», «Литература», «Театр»…
Выходила газета на четырех полосах, иногда в связи с большими событиями, формат увеличивали до шести полос. Газета обильно иллюстрировалась снимками с места события, портретами известных деятелей. Часто использовались различные источники: материалы из других русских, татарских, иностранных газет, письма читателей.
Известно, что тон тематике и содержанию задает редактор. Он определяет и курс издания. Но в примере «Тормыш», это нисколько не значит, что Кадыйри насаждал только угодные ему и совпадающие с его убеждениями мнения. Он - искусный полемист, отточивший свое перо еще во времена сотрудничества и работы в прогрессивных антиколониального направления газетах Египта, затем и в российских изданиях. Он всегда признавал право каждого человека на свое мнение , но и оставлял за собой право соглашаться с ним или нет. В этом проявились лучшие черты его личности, его глубокая интеллигентность и воспитанность. К сожалению, такое в современной российской прессе - большая редкость.
В «Тормыш» нашли отражение позиции Кадыйри в вопросах народного образования, воспитания. Именно широкое просвещение народа Кадыйри считал смыслом своей жизни и деятельности. В статьях «Наше медресе», «Школа или мектеб», «Программы мектебов», «Медресе «Усмания» и др. Кадыйри поднимает актуальные вопросы реформирования конфессиональных школ. Он подчеркивает: «Если начальное обучение не ведется на родном языке, то становится невозможным существование национальной культуры и литературы, необходимых в понятии «Нация».
Пожалуй, ни одна газета того времени не уделяла столько внимания женскому вопросу. «Мы, мужчины, своим существованием обязаны Женщине… Нации, где женщины остаются униженными и бесправными, не способны к полноценной жизни, они обречены, т.к. этим они лишают себя надежд на будущее, утрачивают жизненно важные ценности».
С осени 1917 года Кадыйри целиком посвящает себя работе в министерстве просвещения Национального управления штата «Идель-Урал» и уходит из газеты, передав дела новому редактору Т.Хабирову. Об этом он сообщил читателям 16 января 1918 года: «В связи с избранием меня по решению Национального собрания членом Комитета Просвещения вынужден оставить работу редактора «Тормыш». Все эти три года и четыре месяца я делал все для того, чтобы «Тормыш» стала для тюрки-татар поистине народной, современной мусульманской газетой. Никогда не изменял истине и правде. Подвергался нападкам и слева, и справа, но они не пошатнули моих убеждений и позиций. Если же с моей стороны кому-либо была нанесена несправедливая обида, то я прошу у них прощения. С уважением Закир Кадыйри".
… На этом можно было бы закончить рассказ о моем деде – редакторе газеты «Тормыш». Но остается много не исследованного из его биографии. Часть из его богатой жизни вошла в нашу с Риммой Вильдановой книгу «Возвращение к истокам». Но многое еще надо прояснить. Это – вопрос времени.
Ирек Сайфиев, член СЖ РФ, лауреат премии имени Г. Кандалыя.