Пятничная проповедь — Җомга вәгазе

Хвала Аллаху господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и тем, которые следуют за ним вплоть до Судного Дня!

  Уважаемый джамагат, в сегодняшней проповеди, Ин ша Аллах, расскажем о «Закяте», который является одним из столпов Ислама.

Во втором году хиджры, после того когда был предписан садака фитр, спустя какое-то время были ниспосланы аяты, касающееся выплаты закята.

  Всевышний Аллах сказал: «Бери (Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для их душ, ибо Аллах – Слышащий, Знающий» (Сура «Покаяние», аят 103).

    Если посмотрим на данный аят, нам становится известно, что Всевышний Аллах предписал «закят», чтобы верующие очистили себя от жадности, алчности и горделивости, так как каждый богатый, который имеет материальный достаток (80,12 золота), должен знать и не забывать, что богатство принадлежит, в абсолютном значении этого слова, лишь Всевышнему Аллаху. То есть имущество – это данное людям Творцом во временное пользование. Поэтому пользование им людьми привязано к целому ряду божественных критериев, и оно должно использоваться и расходоваться ими так, как предписал истинный, настоящий владелец этого имущества. Но если же богатства будут расходоваться наперекор божественным предписаниям, то это способствует тому, что люди сбиваются с истинного пути, находятся в заблуждении, развращаются, а еще это ведет к высокомерию, насилию и к всякого рода несправедливости. Всевышний Аллах упоминает среди всех земных благ лишь богатство и потомство как «обольщение», что они, поселившись в сердце человека, могут разрушить его мирскую и вечную жизнь.

   Всевышний Аллах предостерегает в Священном Коране тех, которые скупились и не расходовали свои блага на пути Аллаха: «…А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести (Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует) о мучительном наказании. В тот день, когда в адском огне будет раскалено накопленное золото и серебро и им заклеймены их лбы, бока и спины, и им будет, сказано: «Вот то, что вы накопили для себя. Так вкусите же то, что вы накопили!» (Сура «Покаяние», 34-35).

    Так же Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о тяжкой участи тех, кто пренебрегает вопросами закята: «Каждая из золотых или серебряных монет, за которые не выплачен закят, в Судный День будет расплавлена и приведена в состояние пластины, при помощи которой на боках, спине и на лбу их владельца будет выжжено клеймо. По мере остывания же их будут накаливать вновь, дабы усилить страдания человека. И так будет продолжаться в течение дня, равного 50000 годам, пока между рабами не будет вынесено решение. В результате человек увидит, куда привела его дорога: в Рай или в Ад». Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! А что Ты скажешь по поводу верблюдов, за которых не выплачен закят?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Хозяин верблюдов, не выплативший закят с них, куда включается и раздача молока от верблюдиц, подоенных у источника воды, куда они пришли напиться, нуждающимся людям, в Судный День будет уложен на широкое ровное поле. А те верблюды, не исключая даже самого маленького их верблюжонка, будучи тучными, будут топтать ногами того человека и кусать его. Когда пройдут первые верблюды, следом придут остальные и будут проделывать то же самое. И так будет продолжаться в течение дня, равного 50000 годам, до тех пор, пока не будет вынесено решение о людях. В итоге человек увидит, куда привела его дорога: в Рай или в Ад». Когда сподвижники задали ему вопрос о положении людей, не выплативших закят за коров и овец, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал им аналогичные ответы (Сборник хадисов Муслим и Бухари).

   А теперь рассмотрим кому положено выплачивать закят. Закят не выплачивается в пользу юридических лиц, таких как школы, курсы, больницы. Ибо закят, как было предписано Всевышним Аллахом, это право, принадлежащее восьми категориям нуждающихся в нем. В Священном Коране имеющие право на закят расположены в следующем порядке: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается сбором и раздачей, чьи сердца хотят завоевать, на выкуп освобождения рабов, несостоятельным должникам, на дело во имя Аллаха, путникам. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Сура «Покаяние», 60 аят).

    Закят может выделяться и благотворительным организациям, вакфам с условием соблюдения ими правил о необходимости использовать его только для удовлетворения нужд восьми категорий лиц, указанных в аяте.

   Закят содержит в себе чрезвычайно много мудрых сокровенных смыслов, касающихся как одного человека, так и общества в целом. Он направлен на то, чтобы воспрепятствовать появлению излишеств в среде зажиточных людей, чтобы предотвратить наполнение душ нуждающихся людей злобой и завистью, чтобы защитить жизнь в социуме, связав людей узами любви. Так же одной из мудрых причин закята является, то, что он ограничивает патологическую страсть к накопительству, препятствует эксплуатации слабых, а, следовательно, ожесточению и хаоса в обществе.

  При выплате закята или садака следует быть предельно внимательным в вопросах деликатности и тактичности. При раздаче садака или выплате закята нельзя попрекать или укорять человека, которому оказывается помощь, а также давать ему в качестве пожертвования что – либо плохого качества. Всевышний Аллах предостерегает тех, которые раздают садака и при этом упрекают или стыдят, что деяния таких категорий людей будут тщетными.

   Всевышний Аллах говорит: «О, те которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Судный день» (Сура «Корова», аят 264).

   В хадисах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так же говорится о том, что печальная участь ожидает таких категорий людей: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание! Попрекающий своими благодеяниями людей, опускающий края одежды до земли (горделиво), и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» (Муслим).

   А самое главное, дающий больше, чем берущий, должен быть благодарным. Ибо берущий, избавив его одного долга, от одной обязанности, предписанной религией, становится причиной награды его Аллахом. Одновременно подаваемая милостыня является щитом, защищающим человека от болезней и бед. В сущности, обездоленные, одинокие, нищие люди – это великая милость для людей обладающих состоянием. Врата Рая открываются благодаря их дуа.

В конце проповеди хотели бы вам напомнить, братья, о том, что 9 сентября будет День ашура и сунной  Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является держать пост в День ашуры и добавить один день до него или после, так как в хадисе сказано: “Я надеюсь, что пост в день Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года”. Поэтому, давайте, не упустим такую возможность, а иначе сожалеем когда все мы предстанем перед Всевышним Аллахом. 

В этот день Всевышний Аллах спас общину Пророка Нуха, мир ему, от потопа, общину пророка Мусы, мир ему, от тирании Фараона, а так же общину пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего Аллаха, от многобожников  Мекки,   потому что только после переселения верующих из Мекки в Медину они обрели покой и силу.

Молим Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он даровал нам возможность и силу быть из числа, тех которые беспрекословно соблюдают его предписания до конца наших жизней. Аминь!

Ин ша Аллах, в следующей проповеди расскажем о том, каким образом выплачивается закят.

Проповедь подготовлена Советом улемов Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе ЦДУМ России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *