Пятничная проповедь РДУМ Ульяновской области

Хвала Аллаху, Господу миров, за Его милость. Мир и Благословение нашему Пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

О люди! Бойтесь Аллаха и благодарите Его за то, чем Он наделил вас, и расходуйте из дарованного вам. И знайте, что из всего вашего имущества вам достанется лишь то, что вы потратили в этом мире ради мира вечного.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем свое собственное богатство?» Люди сказали: «О Посланник Аллаха, нет среди нас такого, кто не любил бы свое собственное богатство больше». Тогда он сказал: «Но, поистине, богатством каждого является то, что он потратил (на пути Аллаха), а то, что он отложил, является богатством его наследника!»(Аль-Бухари). Имеется в виду то, что человек потратил при жизни на благие дела. Это милостыня, осуществление благотворительных проектов, имущество, завещанное в качестве вакфа, обеспечение сирот, кормление голодающих и помощь нуждающимся. Верующий расходует свои средства, однако все, что он расходует, Всевышний Аллах сохраняет для него, умножает и дарует ему в мире вечном в виде награды. Это и есть настоящее имущество человека, которое останется у него и принесет ему пользу. А все остальное принадлежит ему только пока он здоров и в своем уме, потому что человек, заболевший смертельной болезнью, лишается права распоряжаться своим имуществом.  Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает, что один человек, пришедший к Пророку (с.а.с.), спросил: «О Посланник Аллаха, за какую милостыню обещана наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, которую ты подаешь, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай подаяние до тех пор, пока не придет к тебе смерть, чтобы тогда сказать: “Такому-то столько, а такому-то столько” (Аль-Бухари и Муслим).

Человек, находящийся при смерти, лишается возможности распоряжаться своим имуществом, ради приобретения которого он потратил столько сил и столько лет своей жизни, потому что он подошел вплотную к той черте, за которой кончается его владение этим имуществом и начинается владение его наследников. У него было время и возможность правильно распорядиться своим имуществом, пока он был здоров, и оно принадлежало только ему. Человек при жизни должен оставить часть своего имущества для того, чтобы она принесла ему счастье и блаженство в мире вечном.

Всевышний Аллах разрешил человеку завещать не более трети своего имущества на благие дела, при условии, что ничто из этого имущества не будет завещано наследнику, то есть человеку, у которого изначально есть право на определенную часть имущества умирающего. Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах дозволил вам завещать треть своего имущества, когда к вам придет смерть, чтобы увеличить ваши благие дела» (Ат-Тирмизи).

Мусульманин должен воспользоваться этим даром Всевышнего и завещать часть своего имущества в пределах трети на благие дела и не использовать свое имущество на запретное, завещая его на помощь в грехе или распространение нововведения или завещая его кому-то лишь для того, чтобы выделить его и показать, что тот лучше наследников.

О те, кому Аллах даровал имущество! Отдавайте сейчас часть своего имущества, чтобы купить себе дом в Раю. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай» (9:111).

О люди! Поистине, некоторые копят имущество и говорят: «Я обеспечиваю свое будущее». Имеется в виду, конечно же, будущее в этом мире, а не в мире вечном. Человек говорит так, не зная даже, доживет ли он до завтра и увидит ли он это прекрасное будущее, которое он собирается обеспечить себе посредством своего имущества, или же умрет, оставив свое богатство наследнику. Однако он не думает об обеспечении будущего, которое обязательно настанет для него. Это будущее в мире вечном. А ведь человек, расходуя на свое будущее в мире вечном совсем немного, получает в виде награды во много раз больше, и как раз тогда, когда он больше всего нуждается в этом.

Подумайте о щедрости и великодушии Всевышнего Аллаха. Он покупает у вас то, что Сам даровал вам. Он велит вам расходовать из того, чем Он наделил вас, и берет у вас заем из того, что Сам дал Вам, чтобы затем вернуть вам все это великой наградой – Раем. Всевышний Аллах сказал: «Расходуйте из того, чем Мы вас наделили» (63:10).

Всевышний также сказал: «Поистине, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и дали Аллаху прекрасный заем (т.е. расходовали на Его пути), он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (57:18).

Всевышний также сказал: «Кто даст Аллаху прекрасный заем, тому Он увеличит его многократно» (2:245).

Милостыню должны подавать не только богатые. Бедный человек тоже должен стараться подавать милостыню – конечно, в соответствии со своими возможностями. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Защищайте себя от Огня даже с помощью половинки финика» (Аль-Бухари). А в другом хадисе говорится: «У того, кто подаст в качестве милостыни половинку финика из своего благоприобретенного имущества − а Аллах не принимает ничего, кроме благого! − Аллах примет ее и станет выращивать эту милостыню для подавшего ее подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребенка, пока не станет она размером с гору» (Аль-Бухари и Муслим).

Всевышний Аллах похвалил тех, кто предпочитает себе других, даже если сами они нуждаются: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9).

Милостыня способствует получению удела. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Поистине, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (34:39). То есть Всевышний Аллах дарует человеку больше, чем Он израсходовал, в этом мире и в мире вечном.

Милостыня не уменьшает имущества, а, напротив, увеличивает его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостыня не уменьшает имущества» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Я поклянусь вам в трех вещах и скажу вам нечто, а вы запомните это! Клянусь, что милостыня не уменьшает богатства раба Аллаха, и что если обойдутся с рабом Аллаха несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно возвеличит его, и что если раб Аллаха откроет врата обращений с просьбами к людям, то Аллах обязательно откроет перед ним врата бедности!» (Ат-Тирмизи).

Подавая милостыню, верующий не должен считать, что он что-то теряет. Напротив, он должен быть уверен, что потраченные средства будут сохранены для него и приумножены, а то, что он удерживает, наоборот, уйдет. А когда человек отказывается подавать милостыню, он теряет свое имущество. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства (на благое)!” − а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого (или его имущество) к гибели!».

О рабы Аллаха! Расходуйте из благого имущества, приобретенного дозволенными способами, и не расходуйте из скверного, ибо Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования скверное, чего бы вы сами не взяли, не зажмурившись. И знайте, что Аллах – Самодостаточный, Достойный хвалы» (2:267).

Всевышний Аллах повелел расходовать благое имущество и запретил отдавать скверное. Ведь любой человек не желает, чтобы ему давали плохое, а это означает, что и он не должен давать другим то, чего не взял бы сам.

Всевышний сказал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…» (3:92). То есть вы станете добродетельными, праведными и богобоязненными и сможете рассчитывать на высокие степени в Раю только тогда, когда начнете отдавать в качестве милостыни наиболее любимое для вас имущество.

Когда был ниспослан этот аят, сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) поспешили пожертвовать самым дорогим из своего имущества, желая приблизиться к Всевышнему Аллаху.

Всевышний сказал о благочестивых и праведных: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: “Мы кормим вас только ради Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:8-9).

Остерегайтесь того, что может стать препятствием для принятия вашей милостыни Всевышним. Это милостыня, которую человек подает по принуждению, не желая этого. Всевышний сказал: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают молитву и нехотя делают пожертвования» (9:54).

Имеется в виду человек, который расходует нехотя, не стремясь при этом к награде Всевышнего. Такой человек теряет израсходованное и ничего не получает взамен. Когда человек попрекает другого поданной милостыней, Всевышний также не принимает его пожертвований. Всевышний Аллах сказал: «Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах – Самодостаточный, Терпеливый. О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (2:263-264).

Всевышний сказал, что милостыня, сопровождаемая попреками и оскорблениями, становится недействительной. Человек не получит награду за такое подаяние, потому что попреки и оскорбления – грех, мешающий получению награды за поданную милостыню. До нас дошли хадисы, в которых содержится запрет попрекать людей поданной им милостыней. Например, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им уготовано мучительное наказание. Это попрекающий своими благодеяниями людей, опускающий края одежды (т.е. высокомерный) и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв» (Муслим).

Милостыня, поданная напоказ, также не принимается Аллахом.

О рабы Аллаха! Поистине, скупость – качество, которое удерживает человека от подаяния и расходования имущества на пути Аллаха. Всевышний Аллах сказал: Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели» (3:180).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость обернется густым мраком в День воскресения. И бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь друг друга и считать дозволенное запретным» (Муслим).

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как к вам придет смерть и вы скажете: “Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников”. Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (63:9-11).

Мы просим прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он – Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Проповедь подготовлена Советом улемов Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе ЦДУМ России.